Рококо – легкость и грациозность
Стиль рококо, пришедший на смену пышному барокко, принес в искусство и дизайн новую философию легкости, грациозности и интимности. Этот стиль, известный также как рокайль (от французского rocaille — «раковина»), зародился во Франции в эпоху правления Людовика XV (1715–1774). Его расцвет пришелся на 1730-е годы, а к 1760-м годам он уступил место строгому неоклассицизму. Рококо отразил изменившиеся идеалы аристократии: вместо монументальности и величия — камерность, игривость и внимание к личному комфорту.
Мебель эпохи рококо, особенно кресла, стала символом этого перехода. В ранний период Регентства (1715–1723), после смерти Людовика XIV, в формах кресел появились первые черты нового стиля: короткие изогнутые ножки-кабриоли, слегка изогнутая спинка, прямые подлокотники. Однако подлинный расцвет произошел в период зрелого рококо (1723–1750). Кресла стали меньше по размеру, но удобнее, с анатомически продуманными изгибами. Ножки приобрели более выраженную S-образную форму, спинки — округлые очертания, напоминающие скрипку или сердечко, а подлокотники изгибались в динамичных линиях.
Особое внимание уделялось декору: резные орнаменты в виде раковин, цветочных гирлянд и асимметричных завитков (рокайлей), позолота, пастельные тона (нежно-голубой, розовый, салатовый) и контрастная обивка из шелка или гобелена. Вершиной эволюции стала модель chaise à la reine («кресло королевы») с округлой спинкой, повторяющей контуры тела, и изящными резными элементами. Такая мебель создавала атмосферу уюта и изысканности, соответствуя духу салонов эпохи Просвещения.

Кресло (Кресло королевы) для Луизы-Елизаветы Пармской
Кресло (Кресло королевы) в стиле рококо из бука, 1750 г.

Кресло Франция, около 1750 г., резной орех, бархат, Музей декоративного искусства, Париж, Франция.

Рококо РОЗОВО-ЗОЛОТОЕ кресло 1755 Маттиас Лок

Французский Fauteuil a la Reine эпохи Людовика XV

Пара французских кресел в стиле Людовика XV из позолоченного дерева Bergère
Стиль рококо, возникший как антитеза массивному барокко, воплотил в мебели элегантность и камерность эпохи. Изогнутые линии, резные элементы, пастельные тона и анатомичные формы кресел сочетали комфорт и декоративность, отвечая запросам аристократических салонов. Несмотря на кратковременность, стиль стал переходным звеном от пышности барокко к строгости неоклассицизма, оставив влияние в современном дизайне через акцент на гармонии и утонченности.